Многие брянские врачи, прежде чем поступить в медицинский вуз, проверили себя в среднем звене — прошли школу первого в Брянске образовательного медицинского учреждения — медико-социального техникума имени академика Н.М. Амосова, получили дипломы и, убедившись в правильности выбора, пошли штурмовать новые высоты медицинских знаний — уже точно по призванию. Все амосовцы, и доктора, и медсестры, с кем приходилось беседовать, не забывали с гордостью подчеркивать: «Это очень серьёзная, хорошая школа…»
В марте техникум отметит свой столетний юбилей, а в 1923 году, когда, как раз накануне праздничного Дня 8 Марта, он открылся, в Брянске это было единственное медицинское образовательное учреждение.
Современная его история и становление — это в том числе и плоды творческого труда заместителя директора по учебной части Эммы Гавриловны ЦАПЛИНОЙ, отдавшей техникуму тридцать пять лет своей жизни.
— У всех «в жизни раз бывает восемнадцать лет…», а вот столетний юбилей случается далеко не у каждого. Амосовцам повезло — у вас, Эмма Гавриловна, большой праздник…
— Да, у нашего техникума большая и очень интересная история.
— Кого тогда, сто лет назад, готовили?
— Очень востребованы тогда, как и сейчас, были акушерки, но постепенно учреждение расширялось, осваивались и другие специальности, в начале Великой Отечественной войны был короткий перерыв, но после освобождения Брянска сразу возобновили работу, и в 1987 году, когда я пришла сюда работать, готовили фельдшеров, медицинских сестёр, акушерок, санитарных фельдшеров, фельдшеров-лаборантов и зубных техников.
— Как вам посчастливилось влиться в дружный коллектив?
— Переехала в Брянск из Новозыбкова. Пять лет отработала заместителем директора в Новозыбковском медицинском училище, и департамент здравоохранения перевёл меня сюда тоже на должность заместителя директора по учебной части. Пединститут из Новозыбкова переехал в Брянск, а там, на базе биофака, открыли медицинское училище, в свою очередь, переехавшее из Стародуба. После окончания вуза отработала год в школе, и вот с 1982 года уже была заместителем директора училища по учебной работе…
— У вас диплом педагога?
— Да, получила его после окончания Новозыбковского пединститута, но, признаюсь честно, у меня с детства была большая мечта — стать врачом. После школы поступала в Смоленский медицинский институт и… провалила физику… Решила доказать себе, что физику всё-таки знаю, и в следующем году поступила на физмат.
После института год отработала в школе, и судьба вывела меня на медицинское училище. Директором был Фёдор Егорович Туманов, он принял меня преподавателем физики, а потом, в 1982 году, я и стала заместителем директора по учебной работе…
— Знаю, что в те времена попасть на такую высокую должность было не просто…
— Утверждали меня в министерстве здравоохранения. Поехала на утверждение, мне доходчиво объяснили, что нужно еще иметь и медицинское образование. Специально издали в Минздраве приказ, которым обязали меня поступить на вечернее отделение Новозыбковского медицинского училища, чтобы получить медицинское образование и соответствовать всем критериям. Предупредили: «Это надо, это будет вашей защитойа». И оказались правы. Хоть я была уже и заместителем директора и секретарём парторганизации, а защищаться пришлось.
— От кого же?
— Прошло некоторое время, и вдруг происшествие — исчез журнал. Тут же, разумеется, и срочная жалоба в горком партии — есть, мол, повод провести проверку. Сразу же вопрос: «На каком основании вы тут, собственно, находитесь на высокой должности?» А я из сейфа и достаю этот самый «защитный» приказ Минздрава — показываю проверяющим в открытом виде. Всё! Вопросов больше нет. Но за период моего обучения этот журнал группы исчезал раз, наверное, пять…
— Дети кнопки учителям на стул подкладывают, а у вас взрослые «интеллигентные» тёти-хулиганки журналы крали…
— Ну, кому-то очень хотелось избавиться от требовательного замдиректора…
— Фёдор Егорович Туманов тогда же перешел директорствовать в Брянское медицинское училище?
— Не сразу. Из Новозыбкова он сначала ушел в обком партии, потом возглавлял коллектив нашего флагмана здравоохранения — первой областной больницы, а потом уже стал директором медучилища, как тогда назывался наш техникум. В 1987 году департамент здравоохранения принял решение перевести и меня сюда заместителем директора по учебной работе.
Мы добились выделения новых площадей, получили здание. Это был конец августа, вот я переступила порог «нового» помещения и ахнула от «восторга»: полная разруха, полы скрипят… стало страшно. До начала учебного года всего неделя… столько специальностей, а не было еще даже расписания, методическая база — на нуле.
— И что — удалось за неделю войти в нормальный ритм?
— Удалось.
— Как это возможно?
— Секрет в том, что при Минздраве есть ВУМЦ — Всероссийский учебный медицинский центр здравоохранения. Благодаря этому центру методическая работа везде была поставлена на очень высокую планку: разработаны программы, учебные планы, методические рекомендации. Сделала запрос и… всё, что было нужно, очень быстро получила практически в готовом виде. Это, конечно, сразу прибавило сил. Закупили ещё литературу, которой недоставало, Фёдор Егорович подписывал всё без проволочек, не супился, поэтому всё и успели подготовить вовремя. Правда, нарушали законодательство по продолжительности трудового дня — он начинался с полвосьмого утра и заканчивался после восьми вечера…
— Педагогический коллектив не бывает «простеньким», кнопки вам, конечно, не подкладывали, но вы как бы новичок, а нужно было сразу слушаться… у вас лидерские качества от природы?
— Когда я пришла сюда, мудро поступил обком партии. До меня замы менялись каждые полгода. И вот первое партсобрание в сентябре, и меня избирают секретарём парторганизации.
— Учли, что опыт партийной работы у вас уже был…
— Здесь объём возрос в разы — пришлось, например, создавать материальную базу: дисциплина «сестринское дело»… — на всех один фантом — ягодичка для внутримышечных инъекций, и ещё одна рука — для подкожных и внутривенных. Всё!
— Вся база?
— Больше ничего не было. А в Новозыбкове во многом благодаря тому, что после аварии на Чернобыльской АЭС внимание к этой территории было повышенным, мы обеспечили фантомами буквально все рабочие места.
Хорошо что я знала, где всё это можно заказать. За короткое время удалось материальную базу укрепить…
— Да, по сути, создать…
― Помог удержаться опыт, полученный в Новозыбкове. Хорошие у меня были наставники: Галина Васильевна Разумеева — завуч, потом она перешла работать заместителем председателя горисполкома, а я вместо неё стала заместителем директора по учебной работе в медучилище: настолько грамотно у неё была поставлена методическая работа, что буквально на все вопросы можно было получить чёткие ответы. И здесь мне удалось это опыт применить.
— Потом «повезло» всем — случилась перестройка…
— Все традиции мы сохранили: и классные часы, и политинформации, и многое другое… Но пошла волна по закрытию приёма на базе девяти классов, все педагоги со стажем вынуждены были «добровольно» уходить на заслуженный отдых. Остались только медработники, но с ними, оказалось, работать значительно проще…
— Пришлось привыкать к «новым правилам»?
— Поехала на учёбу в Питер, а как раз в то время во «второй столице России» задумались над проблемами «здоровья здоровых людей». К 1994 году там было в этом плане сделано уже очень много, в медицинской академии послевузовского образования была даже открыта кафедра валеологии. На базе этой кафедры я прошла полный курс обучения. Приехала сюда, мы стали внедрять здоровье сберегающие технологии, когда еще нигде ни у кого ничего такого не было. В 1998 году сделали комплексную программу «Здоровье». В 1999 году еще раз прошла курс обучения в Питере, убедилась в том, что идём «верной дорогой», и после этого мы смело разработали программу «Валеологизация учебно-воспитательного процесса», с этой программой в 2002 году вышли на областной и российский уровни, получили диплом всероссийского конкурса среди средних учебных заведений по формированию здоровье сберегающего образовательного пространства, а директор Фёдор Егорович Туманов стал победителем этого всероссийского конкурса в номинации «Директор — лидер в развитии здоровье сберегающих технологий».
— Стали в этом важном деле первопроходцами?
— К сожалению, «отдельные учёные мужи» и некоторые церковные деятели почему-то не принимали само это слово — «валеология», её почему-то считали «неправильной наукой». А, между тем, в Орле уже был открыт факультет валеологии, появилась специальность «медицинская сестра – валеолог», которая стала очень востребованной. Однако на поднятой критической волне дело заглохло, и когда мы переходили в 2004 году на новые федеральные государственные образовательные стандарты, из учебных планов валеология ушла.
— Получается, что те, кто должен был бы радоваться заботе о здоровье людей, выступили против? «Пчёлы против мёда»?
— Быстро всё исправили: появилось «новое» научное направление «Здоровый человек и его окружение» — в поле зрения попали и здоровые дети, и люди зрелого возраста, и активное долголетие. Каждые пять лет обновляли эту программу, в общежитии появился клуб любителей бега, преподаватели физической культуры каждое утро поднимали студентов и отправлялись вместе с ними на пробежку. Занятия студентам пришлись по душе: и музыка-терапия, и физкультурные паузы…
— Не заскучаешь на лекциях…
— В 2006 году получили золотую медаль на всероссийском конкурсе «Европейское качество» в номинации «Сто лучших ССУЗов России». Потом в 2007-м, в 2008-м, в 2010-м тоже получали золото…
— Награды нашли героев…Но потом победная история, знаю, продолжилась и с приходом нового директора Веры Николаевны Пёховой.
— В 2012 году она возглавила наш коллектив, и мы как бы, скажу откровенно, получили свежий глоток воздуха — она и педагог, и психолог, и врач, и просто очень энергичный человек… За перестройку многие специальности потерялись: осталось «лечебное дело» и «фельдшер и медсестра»… А уже в 2014 году мы открыли «фармацию», возобновили «акушерское дело», открыли набор на специальность «младшая медицинская сестра» — десять месяцев на базе среднего образования. Наши преподаватели даже выезжали в Калугу и там проводили занятия. Два года учили калужан, готовили специалистов для Калужской областной больницы. С приходом Веры Николаевны мы получили новое здание на улице Калинина, которое нам было, можно сказать, жизненно необходимо. Провели ремонтные работы в сентябре-октябре, а в ноябре уже пошёл учебный процесс. Появились и сумуляционные кабинеты, и кабинеты отделения повышения квалификации, появилась новая специальность «прикладная эстетика», которой в нашем регионе раньше не было. Студенты получили возможность изучать общепрофессиональные медицинские дисциплины: анатомия, фармакология, гигиена, микробиология, кожные болезни… Специалисты маникюра, педикюра, косметологи должны ведь тоже все это знать — обучали студентов по очной и заочной формам…
— Конкурс, как в театральное училище?
— Нет. У нас до сих пор в косметических салонах разрешается работать людям без дипломов, хотя согласно профессиональным стандартам, они все должны иметь среднее профессиональное образование…
— Они же вмешиваются в работу организма… могут и дров наломать — таких случаев полно.
— Но на это, к сожалению, пока не обращается должного внимания. С первого сентября 2023 года эта специальность будет называться «технология индустрии красоты».
— Звучит привлекательно. Пойдут учиться точно.
— Новый федеральный стандарт уже получили.
— Эмма Гавриловна, в здании на Калинина есть ведь ещё и замечательный областной музей медицины…
— Проводим экскурсии для школьников, для гостей города, преподаватель общественных наук Екатерина Сергеевна Фишер у нас ответственная за это, она заведующая отделением, у неё группа студентов-волонтёров, которые разработали темы экскурсий и сами их проводят.
― Ещё у вас в техникуме есть настоящая медико-санитарная часть…Мало какое учреждение может похвастаться такой заботой о здоровье своих коллективов.
— Заведует ею Ксения Александровна Пёхова. Мы пролицензировали медико-санитарную часть, там два сотрудника: врач — заведующая медсанчастью и медицинская сестра. Они стоят на страже здоровья наших сотрудников и наших студентов. Но мы пока, действительно, единственная образовательная организация, которая имеет медико-санитарную часть.
— В медицину многие идут, потому что родственники-медики настойчиво подсказывают, куда пойти учиться. Династии складываются… Как вас притянуло к медицинскому берегу?
— В семье никаких медицинских работников не было, но в медицину тянуло с детства, выбор был такой: хотела стать или педагогом или врачом. Жизнь сама расставила всё по местам: преподаю основы профилактики, провожу мастер-классы — мне это приносит удовольствие: давать знания по здоровому образу жизни — это всегда очень важно.
— Вы первый заместитель… и отвечаете… за всё? Что на ваших хрупких плечах?
— Разработка всех программ. Двухтысячные годы — федеральный стандарт первый, второй, третий, потом — три плюс, а сейчас уже четвёртое поколение. С первого сентября 2022 года перешли на новый федеральный стандарт по специальности «фармация», разработали планы, графики, приобрели литературу… У нас сейчас подспорье — электронная библиотека. Книги стоят очень дорого. Поэтому у нас заключен договор в богатейшей электронной библиотекой издательства в Санкт-Петербурге: буквально одномоментно в неё могут зайти все преподаватели и все студенты в любой точке земного шара. Задача — с первого сентября этого года полностью перейти на новые федеральные государственные стандарты по всем специальностям.
— Как идёт подготовка к юбилею?
— Очень много мероприятий, уже проходят встречи выпускников — медсестры, акушерки, фармацевты. Уже пять лет мы на базе техникума проводим межрегиональный смотр методической работы преподавателей медицинских образовательных организаций. Участвуют и Луганск, и Донецк — теперь они наши, россияне. До пандемии проводили смотр очно, к нам приезжали и делились опытом работы, теперь всё дистанционно. 23 марта по случаю юбилея пройдёт торжественное мероприятие в Доме культуры…
— Вот всё у вас сложилось-получилось, как мечталось: вы и педагог, и медик, да не простой педагог, а «Заслуженный учитель» и не просто медик, а «Отличник здравоохранения», а о том, чтобы дети пошли по вашим стопам, не мечталось?
— У меня дочь, единственная и самая дорогая — Елена Анатольевна Симутина. На базе девяти классов она поступила в наш техникум на «сестринское дело», получила красный диплом. Как и я, тоже мечтала получить специальность врача, но перестройка не позволила куда-то далеко уезжать от дома. Отработала полгода медсестрой в нашем военном госпитале, почувствовала, что призвание у неё больше к педагогике, чем к лечению. Пришла в техникум преподавать сестринское дело, когда нам очень требовались специалисты. Закончила заочно университет — специальность «биология», поступила в Смоленскую медицинскую академию на факультет адаптивной физической культуры. Прошла специализацию и начала вести занятия по реабилитации, у нас в общежитии есть для этого кабинет лечебной физкультуры. Закончила академию, её оставили в аспирантуре, быстро прошла её в качестве соискателя, за два года сделала кандидатскую и работала с нашими студентами, имеющими ограниченные способности — с инвалидами. На базе нашего физкультурного колледжа, в филиале Санкт-Петербургского Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени Лесгафта, работала преподавателем, потом деканом этого факультета, а последний год даже была руководителем… По реабилитационным вопросам постоянно ездила в Москву, и там её присмотрели — пригласили в Академию медицинской кинезиологии и мануальной терапии профессора Васильевой, она проводила там занятия, работала преподавателем, а сейчас перешла в Главный военный клинический госпиталь имени академика Бурденко, там открылся новый реабилитационный центр, работает врачом-методистом по реабилитации. В прошлом году прошла переподготовку и получила диплом врача физической культуры…
— Очень живописные штрихи к портрету, но с мамой-то дочка общается, наверное, только по скайпу?
— Приезжает-приезжает… Новый год вот отмечали вместе.
— Близко к спорту… активно занималась?
— Она мастер спорта по легкой атлетике…
— Ого! В этом виде стать мастером спорта — очень и очень надо постараться…
— Чемпионка мира и дважды чемпионка Европы… Когда у нас в Брянске проводились шестичасовые забеги, она их организовывала и сама в них участвовала, и всегда занимала первые места.
— Эмма Гавриловна, тридцать пять лет в техникуме… Что самое главное, что удалось? Как вы сами считаете?
— Над этим вопросом я, честно говоря, и сама думала. Труд заместителя директора — это же «объять необъятное». Столько работы… Однажды один студент — «нестандартный», он с пятого курса престижного московского вуза, где учился на одни пятёрки, ушел сюда к нам на специальность «лечебное дело» — после занятий пришел специально ко мне в кабинет и говорит: «Эмма Гавриловна, бросьте вы это дело кабинетное — занимайтесь только педагогической деятельностью, это же совсем другое…» От самого процесса обучения я получаю огромный заряд энергии: когда видишь широко раскрытые глаза, замечаешь, как студенты ловят каждое твоё слово, настраиваются на твою волну, понимаешь, что это и есть настоящее творчество. У меня это получается… Вот это, думаю, и есть самое главное.
— Юрий Башмет, отвечая на вопрос: «Как это у вас получается, что публика на ваших концертах находится буквально под гипнозом?», посмотрел куда-то высоко: «Оттуда — в меня, через меня — в зрительный зал, из зала — обратно в меня и потом туда… — он опять кивнул в небо. — Отыграли, поклонились… никто не аплодирует — минуты три, собрались уже уходить… и только тут зал очнулся и взорвался аплодисментами… У меня это было, правда, всего один раз, но я это чётко поймал… прочувствовал».
— Было примерно такое. Лекцию прочитала — вопросы. Иногда сложные. Отвечаю экспромтом. Потом думаю: «А правильно ли я всё сказала?» Открываю уже дома книгу — всё точно сходится с тем, что ответила.
За творческий подход к делу её и уважают. Охрана в сегодняшние «операционные» времена на входе в техникум, как и положено, особо строгая, попросили стоявшую рядом студентку сопроводить меня:
—А к кому?
— К Эмме Гавриловне…
— О, моя любимая.
Беседовал
Владимир ВОЛКОВ.